7:08
Автор: Рубрика: Создай сайт сам Комментариев нет

Что такое юзабилити и как его улучшить

Что такое юзабилитиЗдравствуйте, дорогие друзья! Хотите улучшить поведенческие факторы вашего сайта, в смысле, чтобы посетители просматривали больше страниц, писали комментарии, лайкали и распространяли? А как насчет того, чтобы улучшить все основные параметры статистики, в том числе и общее количество посетителей? Сегодня я расскажу вам, что такое юзабилити и как его улучшить простыми и понятными способами, даже если вы не эксперт и не хотите заказывать дорогой аудит-анализ.

 

Что такое юзабилити!

 

Поясню на примере… У вас наверняка есть ручка, обычная шариковая ручка. Да, в последнее время мы все меньше и меньше пишем от руки, но ручка у вас должна найтись. Возьмите ее в свою руку и что-то напишите. Как вам процесс? Все просто и привычно, не так ли?

 

А теперь выньте пасту и попробуйте написать что-то пастой. Она тонкая, скользит в руках, гнется, и вообще вся процедура весьма непривычная. Если бы вам пришлось написать заявление, то вы наверняка бы предпочли именно ручку, а не пасту.

 

Юзабилити — это удобство использования. Мы можем сказать, что юзабилити у ручки намного лучше, чем у пасты, хотя функционально они ничем не отличаются. Действительно, и тот, и другой инструмент пишет.

 

Обратите внимание на автомобили. У дорогого Porsche юзабилити намного лучше, чем у старенького Москвича. Они оба едут, но удобство использования в первом случае намного выше.

 

Касаемо веб-сайтов, юзабилити — это удобство использования веб-сайта, простота заказа услуги, если речь идет об интернет-магазине, или удобство перехода на другие страницы. Обычно, когда речь заходит о юзабилити, то имеют в виду дизайн и интерфейс.

 

Я сделал такое вступление, чтобы вы сразу поняли, о чем идет речь, потому как в нашей любимой Википедии и в сео-блогах обычно начинают писать про тестирование программной системы, типовые ошибки, чек листы, правила эргономики дизайна, и не очень опытный пользователь просто теряет нить.

 

Как определить юзабилити сайта

 

Есть два подхода к решению этого вопроса:

 

● Вы можете заказать аудит у специалиста. Обычно цена варьируется от нескольких тысяч рублей до нескольких десятков тысяч. В итоге вы получите pdf файл размером в несколько (десятков) страниц или ссылку на видео, в котором эксперт разбирает ваш веб-сайт. Это хороший и правильный подход. Если человек уже проанализировал сотню-другую сайтов, то и с оценкой вашего у него не возникнет никаких проблем. Недостаток сами понимаете какой: высокая стоимость.

 

Лучшие эксперты берут 20-30 тысяч рублей (их можно найти на бирже Kwork или на форуме Searchengines.guru).

 

 

● Все можно сделать самому. Для этого придется изучить статистику, оценить поведение пользователей и внести определенные изменения в дизайн вашего веб-сайта. Универсальной инструкции, к сожалению, нет, ведь каждый сайт отличается от других как по внешнему виду, так и по смысловой нагрузке.

 

Как определить текущий уровень юзабилити веб-сайта

 

А теперь я поделюсь с вами действиями, которые должен совершить владелец любого веб-сайта. Неважно, это интернет магазин, блог, информационный портал или коммерческий сайт.

 

● Возомните себя клиентом. Просто зайдите на веб-сайт и оцените, насколько доступно изложена информация. На самом ли деле вам так важен блок новостей, если ваша цель — купить зимнюю резину? Может, следует убрать этот блок тегов? А почему кнопки «Обратная связь» нет в видимой области экрана?

 

Может, вы спешите, и хотели бы просто ввести свой номер телефона, чтобы с вами связался менеджер? А где тарифы? Зачем столько информации, а о цене ничего не сказано?

 

Конечно, не так уж просто трезво и адекватно выявить недостатки веб-сайта, особенно если вы сами занимаетесь его разработкой, но идею вы поняли.

 

 

● Попросите друзей и знакомых, прибегните к помощи коллег. Вообще, скажу я вам, в этом подходе есть два недостатка. С одной стороны, друзьям и знакомым особо не нужен ваш сайт, да и не являются они экспертами в области дизайна, так что их отзывы могут быть не очень практичными.

 

С другой стороны, коллеги (а значит, потенциальные конкуренты) в основной массе весьма токсичны, поэтому с радостью забросают ваш веб-сайт критикой, тоже не очень адекватной (да еще и скажут, что вы попиариться пришли!). Но почерпнуть какие-то полезные рекомендации, например, насчет изменения цветового сочетания, очень даже можно.

 

● Закажите поверхностный аудит веб-сайта на бирже Workzilla. Это дешево. Всего за 500 рублей вы получите десятки отзывов от обычных пользователей интернета (а такими и являются большинство ваших заказчиков, не так ли?).

 

Как узнать текущий уровень юзабилити?

 

А теперь пора поговорить о том, как юзабилити улучшить. К сожалению, юзабилити — это понятие неизмеримое, как счастье, например.

 

Вы можете оценить текущую легкость и удобство использования вашего веб-сайта только в сравнении с будущей или прошлой на основании изучения статистических данных. Так вот, сейчас мы и поговорим о том, на что конкретно стоит обращать внимание:

 

● Глубина просмотра — это очень важный показатель. Эти данные нам предоставляет счетчик LiveInternet, Google Analytics или любой другой сервис аналитики. Глубина просмотра — это параметр, который отображает количество просмотров страниц одним пользователем. Хорошие значения — 2, 3 просмотра и больше.

 

У форумов и социальных сетей, где пользователи проводят много времени и постоянно обновляют страницы, этот показатель 10 и больше. Если после внесенных изменений у вас повысился этот показатель, будьте уверены, вы все сделали правильно.

 

● Отзывы пользователей. Помните, раньше был популярным такой сервис как гостевая доска. Каждый пользователь мог оставить мнение о сайте. Это оформлялось на отдельной странице. Конечно, когда веб-сайты только появились, это имело смысл, но сейчас никто такие отзывы оставлять не будет, потому что за день мы посещаем десятки, сотни, а иногда и тысячи разных страниц и веб-сайтов.

 

Вы можете поступить хитрее. Например, в футере вашего веб-сайта разместите кнопочку «Сообщить об ошибке». Если дотошный пользователь заметит какую-то ошибку, он сразу даст вам знать, что не так. Вы получите е-мейл уведомление.

 

 

То есть, поскольку юзабилити не измеряется каким-то значением, вы можете оценивать этот параметр только на основе своих ощущений или мнения других пользователей. Важно еще не быть эмоциональным и упертым.

 

Как же улучшить юзабилити?

 

Мне кажется, что при улучшении юзабилити следует обращать внимание на два параметра:

 

● Дизайн — да, это важно. Например, на моем блоге установлена WordPress тема под названием Xmarkup. О ней я узнал, когда проходил обучение созданию веб-сайтов, кстати, вам тоже рекомендую записаться на бесплатный трехдневный интенсив по созданию сайта или блога. Так вот, блог неплохо смотрится, не так ли? Все ссылки работают, открываются, читать приятно.

 

Но если я вдруг поставлю черный фон с желтыми звездочками, та же информация будет восприниматься совсем по-другому. Вы будете подсознательно ожидать чего-то мистичного, загадочного. Это как шторы в комнате. Просто повесив другие шторы вы можете изменить настроение как свое, так и гостей, которые будут к вам приходить.

 

Поэтому экспериментируйте с дизайном. Если вы используете бесплатные решения, устанавливайте разные темы. Если же есть в коллективе дизайнер, ставьте ему задачу разрабатывать разные варианты и тестируйте их эффективность на фокус-группе или проводите сплит-тестирование.

 

● Программная часть — это не менее важно. Например, вы наверняка слышали о таком термине как уровень вложенности. Он определяет то, сколько кликов надо совершить, чтобы добраться до целевой страницы. Примеры? Предположим, вы продаете уже упомянутые шины для авто. Разогревать пользователя — это важно, но процесс выбора не должен заключаться в браузинге по категориям.

 

Например, сначала пользователю предлагается ответить на вопрос, действительно ли он хочет приобрести запчасть для автомобиля, потом выбрать марку, потом указать, свой бюджет, потом выбрать способ оплаты, и лишь после этого его перебросят на целевую страницу. Да, с помощью таких опросов можно повышать глубину просмотра, но это не то что требуется в данном случае.

 

● Шрифты, цвет ссылок, удобство чтения, отсутствие всплывающих окон и прочие параметры — продолжите список. Знаете, люди пенсионного возраста иногда отказываются от чтения книги только по той причине, что она напечатана мелким шрифтом. Намек поняли? Тестируйте, модифицируйте!

 

Рекомендации можно продолжать бесконечно, ведь это все равно что рассказывать, как написать книгу. Но я надеюсь, теперь вы в теме. Поделитесь ссылкой на этот пост со своими друзьями, подпишитесь. А я буду рад видеть вас в следующий раз.

 

 

Пока!

Хочешь получать статьи этого блога на почту?
Новые статьи блога
Комментариев нет

Show Buttons
Hide Buttons
Яндекс.Метрика