Что такое тайм-менеджмент и для чего он нужен: обзор основных принципов

Что такое тайм-менеджмент и для чего он нужен: обзор основных принципов

Приветствую вас, дорогие друзья! Известно ли вам, что вы обладаете таким же богатством, как самые известные и самые состоятельные люди мира? Да, Билл Гейтс, Илон Маск и другие суперуспешные и суперпродуктивные люди имеют то же самое, что и вы. Их у него не больше, и не меньше. У нас всех его имеется одинаковое количество. Так что же это? Время! В этом посте я расскажу о том, что такое тайм-менеджмент, и почему у кого-то получается за 24 часа зарабатывать миллион долларов, а у кого-то – меньше тысячи рублей.

Что такое тайм-менеджмент, и для чего он нужен?

Итак, если кратко и для школьников, то тайм-менеджмент – это управление временем.

Казалось бы, как можно временем управлять, если его нельзя пощупать, взять в руку или увидеть на экране монитора. На самом деле можно, и многие этим регулярно занимаются.

Простой вопрос: что вы делаете прямо сейчас? Читаете пост на моем блоге, верно? А теперь посмотрите в ваш ежедневник, имеется ли в нем запись о том, что вы должны это делать? Скорее всего, нет. А может, у вас и ежедневника никакого нет. Скорее всего, так и есть. В то время, как я очень рад тому, что вы попали на мой блог, все же имеется высокая вероятность того, что данной цели в ваших планах не было.

Получается, вы делаете назапланированное действие, а это идет в разрез с основными принципами тайм-менеджмента.

Существуют разные способы планирования времени, но прежде, чем мы приступим к их рассмотрению, следует разобраться с тем, зачем вообще это все требуется.

Зачем планировать время?

Если вы обычный среднестатистический человек, который посещал школу, а потом, возможно, получал высшее образование, то, скорее всего, вас никто никогда не учил никакому планированию. Так просто не было принято, мы просто знали, что надо учиться, работать и так далее.

У вас просто было расписание. Например, проснуться в 7 утра, почистить зубы, пойти в школу, прийти домой со школы, сделать домашку. Этот простой пример планирования дня на самом деле был очень эффективен, так как мы с вами были заняты, знали, что делать и редко могли отказаться от выполнения своих обязанностей.

Зачем планировать время?

Что же произошло во взрослой жизни? Кто-то устроился на работу, а кто-то работает фрилансером и сам для себя все планирует или не планирует вообще, но факт остается фактом: у вас нет ни сотен, ни десятков миллионов долларов, и вряд ли вы свободно разговариваете на английском. И возможно, вы хотели очень много в жизни достичь, но не смогли, так как не хватало времени.

Так вот, правильное планирование – это система, основные принципы которой – тайм-менеджмент. Простой пример. Предположим, вы хотите выучить английский язык. Как обычно это происходит:

• Высокая степень мотивации. Выбираем какой-то учебник, начинаем поглощать;

• Что-то получается, вы считаете, что уже многому научились;

• Сталкиваетесь со сложностями, многое кажется очень сложным и даже невозможным. Мотивация падает;

• Пропускается несколько занятий, а после и вовсе перестаете заниматься.

Результат – потрачено большое количество времени, а результата нет. Как было бы правильно, если бы вы использовали тайм-менеджмент? Достаточно распределить день на временные зоны и выделить 30 минут на изучение английского.

Казалось бы, просто, но в силу загруженности далеко не каждый современный человек может себе позволить такую роскошь. Планирование как раз и учит тому, чтобы находить временные промежутки за счет распределения приоритетов.

Основные принципы тайм-менеджмента

А теперь давайте разберемся с тем, как на практике применять данную стратегию, так как можно долго рассуждать о том, в чем особенность данной технологии, какую роль он может играть в педагогической деятельности, что это такое простыми словами и так далее.

Планирование

Планирование – без этого никуда. Прежде, чем вы начинаете что-то делать, вы должны создать план. Мне очень нравится мнение о том, что когда вы едите из одного города в другой, между которыми тысячи километров, нет необходимости видеть всю дорогу, достаточно всего лишь видеть следующие 50 метров. Но все же долгосрочное планирование – это залог успеха.

Например, если вы собираетесь учить английский, то хорошим мотиватором будет сдача какого-нибудь официального экзамена. А если ваша задача – поехать за границу на ПМЖ, то прохождение курсов для смены профессии.

Инструментов планирования на сегодняшний день разработано большое множество – и для ПК, и для Андроида, и для Айфонов. Но эксперты сходятся во мнении, что один из самых мощных и зачастую недооцененных вариантов – это обычный блокнот с ручкой. Говорят, какая-то магия случается, когда вы записываете планы рукой. Планы бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. У вас должны быть и первые, и вторые, и третьи.

Планирование

Рассмотрим подробнее на примере изучения английского языка:

• Долгосрочный план – начать с нуля и через два года сдать Кембриджский экзамен B1 Preliminary. Это вполне реально, если заниматься каждый день по 60 минут. Может даже меньше.

• Среднесрочный план – закончить первый уровень 6-уровневого учебника в течение ближайших 3 месяцев. Как только вы это сделаете, получите мощный энергетический толчок, так как зафиксируете достижение цели и позволите вашему организму выработать необходимое количество дофамина.

• Краткосрочный план – сегодня вечером посвятить 40 минут изучению неправильных глаголов.

Какое же планирование самое важное? Все важны! С одной стороны, если у вас не будет долгосрочного плана, вы не сможете оставаться в состоянии необходимого уровня мотивации. С другой, без среднесрочного плана очень легко сойти с дистанции, так как долгосрочная цель – это очень далеко и весьма недоступно. И конечно же, нет никакого смысла в планировании и постановке целей, если вы не способны выполнить то, что должно сегодня, завтра, послезавтра.

Метод Парето: правило 80 на 20

Есть известный принцип в психологии успеха. Согласно ему 80 процентов всех усилий, которые вы прилагаете, дают лишь 20 процентов результата. Но, с другой стороны, 20 процентов усилий дадут 80 процентов результата.

Из этого следует то, что было бы очень неплохо научиться выделить те ключевые действия, которые способны приносить реальный результат. Для этого можно сделать следующее:

• Четко сформулируйте цель и визуализируйте результат. Вы должны понимать, чего конкретно хотите добиться. Например, если изучаете английский и готовитесь к сдаче определенного экзамена, то нет смысла учить все слова из всех учебников. Можно найти в интернете список тех 2-3 слов, которые вам реально понадобятся, и учить именно их;

• Составьте четкий план достижения, определив краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели. Об этом рассказывал выше;Метод Парето

• Выполняйте каждую ежедневную задачу с максимальной самоотдачей. Не старайтесь сделать быстро или так, чтобы просто перейти к следующему пункту, просто не будет смысла, придется возвращаться назад и тратить драгоценное время;

• Когда выполняете конкретное действие, имейте в виду то, что вы должны сделать следующим. Вы должны концентрироваться на конкретном действии, но всегда иметь в виду то, что будете делать завтра, послезавтра и так далее;

• Если не получилось сделать текущую активность, продолжайте до тех пор, пока не получится. Простыми словами, никогда не сдавайтесь!

Съедайте слона по кусочкам

Если вам предстоит съесть слона, безумно пихать тушу этого огромного животного в глотку за один раз. Намного практичнее – по небольшим кусочкам. Я когда-то читал, что таким образом один известный человек съел целый самолет. Мультитаскинг – это свойство, которое часто требуют у кандидатов на самые разные вакансии.

Но все же один из принципов эффективного тайм-менеджмента – не отвлекаться и делать одно дело за один раз. Например, я сейчас пишу этот пост и получаю уведомления в мессенджерах, но так для себя решил, что ознакомлюсь с ними лишь тогда, когда закончу.

С другой стороны, если позвонит телефон, трубку сниму. Считаю, всегда надо адекватно расставлять приоритеты. Не надо быть слишком категоричным. С другой стороны, отвлекаться по мелочам – значит вредить себе же самому.

Отвлечения – огромная проблема!

Мы живем в уникальное время. И уникальность его заключается в том, что существует огромное количество самых разных отвлечений.

Вы можете в любое время получить уведомление о новом сообщении в вашем смартфоне. Если используете электронную почту, то можете отвлекаться на чтение новых писем.

Отвлечения – огромная проблема!

Вы, наверное, и сами замечали, что при выполнении какой-то задачи, которая для вас не представляет особого интереса, вы можете постоянно отвлекаться. То захотите в туалет, то вдруг вспомните, как важно пить как можно больше воды и отправитесь за чашечкой чая, то просто посетите какой-то развлекательный сайт.

Отвлечения – это не просто проблема, а воровство времени, причем это настолько серьезно, что в конечном итоге вы можете потерять многие часы.

Реальный план – залог успеха

Вы, наверное, не раз пытались составлять планы на день, которые не удавалось выполнить. Почему так случается? Потому что они нереалистичны.

Например, вы собираетесь посвятить восемь часов на то, чтобы выполнить восемь разных дел. Каждое из них занимает всего один час. Логика подсказывает, что если восемь умножить на один, то будет восемь часов. Но практика оказывается совсем другой.

Дело в том, что в современном мире большое количество отвлечений, причем таких, на которые мы не влияем. Взять тот же телефонный звонок – вы же не можете не брать трубку.

Или поход в туалет. Это какие-то три минуты, но вы будете постоянно выбиваться из графика.

Реальный план – залог успеха

Поэтому реалистичное планирование – это такое, когда вы закладываете несколько часов времени в качестве резерва. В конечном итоге если остается свободное время, вы можете потратить его на то, что вам на самом деле нравится и приносит удовольствие. Если же вдруг так случается, что времени не хватает, тогда просто следует увеличить количество резервного времени. Но все же обращайте внимание на то, что играть с этим не стоит: ваш день должен быть эффективным.

Научитесь отказывать – и себе, и другим

Вы уже поняли, что такое тайм-менеджмент, и для чего он необходим, но все же я немножко изменю ваше мнение. Возможно, вы считаете, что главная задача – выполнение поставленных задач. Но нет! Главное – все же превратиться в дисциплинированного человека, который сможет не только планировать время, но и создавать реальные и выполнимые планы.

Научиться говорить «Нет!», причем делать это достаточно твердо, с восклицательным знаком, зачастую бывает очень сложно. В этом и в целом в изучении принципов тайм-менеджмента вам помогут следующие книги:

• «Мастер времени» Брайан Трейси;

• «Как привести дела в порядок» Дэвид Аллен;

• «Тайм-драйв. Как успевать жить и работать» Глеб Архангельский.

Если вас интересует планирование с целью достижения каких-то особых целей, например, как все успевать для женщин или разного рода онлайн-советы, лайфхаки для того, чтобы наладить процесс обучения, то найдите на Ютубе презентации на эту тему, но все же упомянутых мной примеров, считаю, должно быть вполне достаточно.

Чтобы не рассматривать долго и нудно чужие примеры, лучше сразу поставьте цель и попытайтесь ее достичь с помощью уже усвоенного вами принципа управления временем.

Надеюсь, друзья, вы поняли, что такое тайм-менеджмент и нашли для себя ответы, теперь ваша очередь. Следует использовать его в правильном направлении. Всегда хорошо, когда у вас есть цель, на достижение которой вы готовы потратить не один год. Но все же, возможно, это займет меньше времени, если грамотно спланировать.

Прошу поделиться ссылкой на данный пост и подписаться, ведь впереди будет очень много чего интересного. Не забудьте оставить свой комментарий. Я буду чрезвычайно рад, если данная информация поможет вам или вашим знакомым.


А на этом прощаюсь и отправляюсь работать над написанием очередного поста!

Оцените статью
Блог Валерия Литвиненко
Добавить комментарий

  1. Сергей

    Спасибо, очень полезно, хотя сам время совершенно не планирую. Но когда научился говорить нет, не столько себе, сколько другим, стало жить гораздо легче.

  2. Елена

    Четко и интересно! Спасибо!

  3. Елена

    Надо прочитать эти книги — учебники. На самом деле, автор прав, что в современном мире масса отвлекающих занятий.

  4. Евгений

    Да, тайм-менеджмент у меня страдает. Не хватает времени для его составления, хотя это и нужно сделать, чтобы все разложилось по полочкам.

  5. Catherine

    Я всегда была уверенна, что все зависит от нашего настроя и организованности. Надо планировать, записывать и исполнять — и тогда все получиться. Спасибо за статью!

  6. Юрий

    Очень важная тема. Управлять временем можно эффективно. Просто нужно всего лишь дисциплинировать себя. Умение концентрироваться на выполнении конкретной задачи даст действительную возможность выполнить больший объем работы.
    Я сам сколько раз доказывал это себе. Обычно, не отвлекаясь на разную шелуху и болтовню ни о чем, я до 15-00 дня, выполнял работу, которую обычно заканчивал в районе 18-19-00…. Вот как хотите, так и понимайте. А сколько ты сэкономишь времени в месяц? !!!!!
    Автору спасибо!